Цвета немецкой авиации. Камуфляж самолетов Люфтваффе.

Выкраска RLM

Luftwaffe Camouflage and Markings, 1933-1945: v. 2 (K.A.Merrick)

Доброго дня.

В недавнем времени мне повезло увидеть выкраски RLM-овских цветов Люфтваффе из книги K.A.Merrick Luftwaffe Camouflage and Markings, 1933-1945: v. 2 (за что огромное спасибо Владимиру Камскому)  восстановленных по оригинальной рецептуре. И мало того увидеть, но и сравнить их со своими выкрасками цветов Mr.Hobby HOBBY COLOR, на основании чего сделать свой вывод об аутентичности последних.

Прежде чем поделится своими наблюдениями, хочу немного написать о цветах немецкой авиации, периода ВМВ, вообще. Возможно кто-то с этим еще не сталкивался, а тем кто имеет общее представление, наверняка эта информация уже известна.

 

Вообще, RLM — это сокращение от «Reichsluftfahrtministerium», то есть «Министерство авиации Рейха».  Система RLM нормировала не только цвет, но и рецепт краски.

До сих пор исследователи данного вопроса не пришли к единому мнению, какой оттенок имели краски стандарта RLM. В этой статье приводятся сравнительные плашки цветов RLM разных исследователей, в том числе и Меррика.

При рассмотрении схем окраски самолетов Люфтваффе, следует обратить внимание на то, что различные рода авиации имели в разное время и на разных ТВД свои схемы нанесения камуфляжей.

В 1935 г. — после официального возник­новения Люфтваффе, основным цветом, по­крывающим поверхность истребителя, был RLM 63 или RLM 02. Такой тип окраски ис­требителей продержался в Люфтваффе до 1938 г. В 1937 году BF-109 окрашивались по схеме, раз­работанной в RLM — RLM 70/71/65. В конце 1939 г. были внесены изменения в заводскую схему окраски на Bf-109 — бока и вертикальный киль окрашивались в RLM 02 или RLM 65. С 1940 года подавляющее большинство истребителей окрашивались в RLM 71/02/65. Летом того же года, в целях лучшей маскировки, на бока фюзеляжа и киль стали наносить нерегулярные пятна RLM 02 или RLM 71. Осенью 1940 г. на Bf 109 стали наносить новый заводской камуфляж RLM 74/75/76 с пятнами RLM 70 и RLM 02 по бокам.

В первые годы бомбардировщики, разведчики и транспортники окрашивались полностью в RLM 01 или RLM 63. В конце 1936 г. в соответствии с боевой ситуацией появилась новая схема — RLM 61/62/63 (или обратный 63/62/61)/65.

На ночных бомбардировщиках низ мог окрашиваться в черный цвет вместо RLM 65. 

Гидро­самолеты и летающие лодки в 1936-39 гг. окрашивались в RLM 02, иногда поплавки и корпуса до ватерлинии окрашивались в RLM 01, а днища покрывались черной антикоррозийной краской. С сентября 1938 г. самолеты получили новую схему — RLM 70/71/65. Коки винтов и лопасти стандартно окра­шивались цветом RLM 70. В частях их пе­рекрашивали их в цвет эскадрильи (желтый, белый, красный, зеленый, го­лубой), которым покрывался весь кок, носок, или полоса вокруг него.

Осенью 1939 г. самолеты морской авиации окрашивались пятнами  RLM 72 и RLM 73, а низ в RLM 65.

Учебные самолеты сначала окрашивались в RLM 05, затем  до 1939 г. в RLM 01, которую постепенно заменили на RLM 02. В 1939 г. ввели общепринятый тип камуфляжа RLM70/71/65.

В предвоенные годы и в начале войны цвета внутренних поверх­ностей были различными (в зависимости от агрегатов и материалов из которых они были изготовлены). Директива L.Div 521 от декабря 1941 г. определяла:

  • Внутренности кабины и других отсеков фюзеляжа, покрытых остеклением, должны быть окрашены в RLM 66.
  • Остальные внут­ренние поверхности должны были в общем окрашиваться RLM02.
  • В кабине элементы оборудования окраши­вались разными оттенками серого: приборная доска в RLM 41, рычаж­ки, верньеры, кнопки красились в RLM 23 и RLM 04.
  • Внут­ренние поверхности кры­льев и оперения при изготовлении под­вергались процессу гальванизации, что обеспечивало высококачественное ан­тикоррозийное покрытие и металличес­кий золотистый оттенок.
  • Элементы конструкции, выполненные из дерева, окрашивались в RLM 99.
  • До 1937 г. внутренняя сторона капота двигателя имела цвет гальвани­ческого покрытия, потом ее стали окра­шивать в RLM 02.
  • Противопожарная перегородка между двигателем и кабиной: со стороны двигателя не окрашивалась, а со стороны кабины красилась вRLM 02.
  • Внутренние баки и магистрали окрашивались следующим образом: топливные — жел­тые, масляные — коричневые, охлажда­ющей жидкости — зеленые; топливопро­воды красились в светло-голубой цвет, а противожарная система — в красный.

 

Этот краткий синопсис, дает общее, но далеко не полное, представление о камуфляже самолетов Люфтваффе. Тема эта обширна и неоднозначна, как я и говорил выше, даже исследователи этой темы не пришли к общему знаменателю, тем более мне как любителю, а не профессионалу тяжело представить весь спектр цветов и схем окраски немецкой авиации использовавшейся во время Второй Мировой Войны.

Интересующимся же, я бы порекомендовал для начального ознакомления с данной тематикой прочесть книги  «Люфтваффе. Камуфляж и обозначения германских самолетов 1935-1945.» — часть первая, часть вторая, часть третья и часть четвертая.

Ну а поскольку я не ставил себе здесь задачу полностью раскрыть этот вопрос, а лишь провести сравнение плашек выкрашенных красками RLM составленным по оригинальной рецептуре с выкрасками цветов Mr.Hobby HOBBY COLOR. Засим приступим…

 

RLM 02

RLM 02

RLM 02

Mr.Hobby HOBBY COLOR №60 — краска практически полностью совпадает с выкраской.

RLM 65

RLM 65

RLM 65

Mr.Hobby HOBBY COLOR №115 — краска не совпадает с плашкой, она имеет менее насыщенный цвет с зеленоватым оттенком. Для исправления необходимо добавить 10% белого и 4-5% голубого цветов (?).

RLM 66

RLM 66

RLM 66

Mr.Hobby HOBBY COLOR №116 — как и RLM02 совпадает полностью с цветом плашки.

RLM 70

RLM 70

RLM 70

Mr.Hobby HOBBY COLOR №18 — выкраска имеет более выраженный зеленый оттенок. Нужно добавить 10% серого (?).

RLM 71

RLM 71

RLM 71

Mr.Hobby HOBBY COLOR №17 — как и RLM70 выкраска имеет более выраженный зеленый оттенок. Нужно добавить 10% серого (?).

RLM 74

RLM 74

RLM 74

Mr.Hobby HOBBY COLOR №36 — опять таки краска уходит в зеленый цвет, в то время как плашка имеет более выраженный серый оттенок. Нужно добавить серого 10% (RLM66 к примеру) и белого 5%(?).

RLM 75

RLM 75

RLM 75

Mr.Hobby HOBBY COLOR №37 — очень похожа на выкраску Меррика, при высветлении добавлением 3% светло серого получится практически полное совпадение(?).

RLM 76

RLM 76

RLM 76

Mr.Hobby HOBBY COLOR №117 — краска не совсем совпадает с плашкой, она имеет более насыщенный цвет. Для исправления необходимо добавить 5% белого(?).

RLM 79

RLM 79

RLM 79

Mr.Hobby HOBBY COLOR №119 — плашка имеет красно-коричневый оттенок, выкраска же просто коричневый. Нужно добавить 2-3% красного(?).

RLM 80

RLM 80

RLM 80

Mr.Hobby HOBBY COLOR №120 — краска более «травянистая», плашка же имеет изумрудный оттенок. 3% черного и 3% изумрудного (RLM74 к примеру) исправили бы ситуацию(?).

 

P.S. Не стоит обольщаться при рассмотрении представленных фотографий поскольку, во-первых: фотография, какой бы качественной она ни была, не может передать со 100% точностью оттенки краски, которые к тому же меняются под разным углом зрения; во-вторых: цветопередача мониторов у всех разная, что так же влияет на восприятие; и в-третьих: задача состояла совсем не в том, чтобы показать на фотографиях «истинные» цвета, а в сопоставлении их с красками Mr.Hobby, подкорректировав которые можно было бы получить результат близкий к оригиналу (по крайней мере к цветам плашек Меррика).

P.P.S. Данные мной соотношения являются приблизительными, по мере их проверки на практике я их откорректирую (убрав знаки вопросов из них).

Об авторе

illustrator

ЕжыК, просто ЕжыК!

Ваш комментарий будет первым

Оставить комментарий